сделать стартовой | в избранное | контакты | карта сайта

На главную

Ответы на школьные экзамены
По всем предметам 9 и 11 классов!

ЕГЭ 2011
Все о едином государственном экзамене 2011 года.

Мобильные шпаргалки
По всем предметам!

Готовые домашние задания
Для 10 и 11 классов!

Литература и русский язык:
- Рефераты по литературе
- Сочинения для мобильника
- Изложения (9 класс)
- Биографии писателей и поэтов
- Экзаменационные вопросы по русскому языку
- Хрестоматия по русской литературе
- Рекомендации к письменному экзамену по русскому языку и литературе (сочинение)
- Орфографии и пунктуации
- Скачать изложения
- Шпаргалка по литературе
- Шпаргалка по русскому языку

История:
- Рефераты по истории
- Доклады по знаменитым личностям
- Карты по истории России
- Шпаргалка по истории

Иностранные языки:
- Топики по английскому языку
- Топики по немецкому языку
- Англо-русский словарь
- Шпаргалка по англ. языку
- Полезные материалы

Психологическая подготовка к экзаменам

Коллекция рефератов

Полезное
- Таблица Менделеева
- Единицы измерения
- Гороскоп школьника
- Информация о ЦТ 2008











Оглавление / Замечания на экзамене

Замечания на экзамене


1. Виды замечаний

    Для того, чтобы правильно реагировать на замечания экзаменатора, необходимо заранее знать, с какими видами замечаний вы можете столкнуться.

Невысказанные замечания
    Это те замечания, которые экзаменатор не успевает (так как вы говорите слишком быстро) или не желает высказать. Такая ситуация весьма опасна: вы не видите препятствия и лишены возможности его нейтрализовать.

    Анализ. Экзаменатор не произнес ни слова, однако заметно, что он выражает сомнение и недовольство. Тактика. Необходимо снизить темп ответа, с помощью риторических вопросов нащупать узел противоречий и попытаться перейти к диалогу.

    Отговорки
Если вы чувствуете, что замечания экзаменатора явно надуманны, искусственны, то здесь, скорее всего, дело не в ваших знаниях.

    Анализ
. По своему смыслу эти замечания не носят объективного характера, они несущественны, иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то "наступили экзаменатору на мозоль" или у него сработал отрицательный стереотип.

    Тактика. Не надо спорить, доказывая необъективность замечания. Согласитесь с экзаменатором и приведите свои дополнительные доводы в защиту его точки зрения. Подчеркните, что имело место не незнание, а недостаток времени для ответа. Например: "Да, да вы правы, больше того, в этой части ответа из-за недостатка времени я упустил еще и то, что ..."

Провокация
    Анализ. Экзаменатор сообщает вам заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности вашего ответа, всегда возникают сомнения: "Не напутал ли я чего-то?"

    Тактика. Если вы твердо знаете, что информация ложная, - опровергайте ее. Но так бывает очень редко, потому что преподаватели обычно используют этот прием тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности своего высказывания.

    Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим, что экзаменуемый, отвечая на вопрос по географии, твердо не знает, какую форму имеет Земля. Абитуриент: "Земля имеет форму шара". Экзаменатор: 'Нет, здесь вы ошиблись, Земля имеет форму чемодана". В этом случае у абитуриента есть две возможности:
а) согласиться. "Да, да, как же я забыл? Действительно, чемодана". - "Что и требовалось доказать"- отвечает экзаменатор и ставит двойку.
б) не согласиться. "Нет, все-таки шара!" Но так ответить очень сложно. Во-первых, спорить с экзаменатором не принято, это просто опасно. Во-вторых, согласно условиям нашего примера, экзаменуемый твердо не знает, какую форму имеет наша Земля, и рисковать не будет.

    Итак, оба пути тупиковые. Но есть еще и третий путь: не опровергать, но и не соглашаться. Необходимо выиграть время для того, чтобы выяснить, провокация это или нет. Для этого можно уточнить, переспросить, попросить объяснения, например: "Какой чемодан вы имеете в виду?"; "Вы говорите о форме или размерах?"; "Вы имеете в виду параллелепипед?" и т.п.

Ироничные замечания

    Анализ. Причина этих замечаний - недовольство вашим поведением, личные или деловые неудачи экзаменатора, плохое настроение или же просто изучение ваших возможностей.

    Тактика. Вам нужно проверить, сделано ли замечание всерьез или носит "спортивный" характер. В соответствии с этим, ваша реакция может быть остроумной или вообще никак не проявиться - замечание можно пропустить мимо ушей.

Выявление противоречий
    Анализ. По своей сути это - объективное замечание. Заметив противоречие в вашем ответе, экзаменатор не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести вас к самостоятельному осознанию этого противоречия. Например. "Ну, а если это так, то почему это вот так?". Если вы не видите несоответствия в своих утверждениях, то экзаменатор продолжает подсказки-вопросы, выясняя, насколько глубоко вы разбираетесь в предмете.

    Тактика. Об уровне ваших знаний будут судить и по тому, насколько быстро вы обнаружите противоречие в ваших предыдущих высказываниях. Помните: экзаменатор уже понял, что вы что-то не знаете, но что именно - ему пока неизвестно. Если вы будете неуклюже маскировать объем своего незнания, стараясь запутать преподавателя, то он решит, что вы вообще ничего не знаете по данному вопросу. Поэтому в ответ на его фразу: "Ну, а если..., то почему...?" - вы должны сказать: "Да, действительно, что-то не согласуется. Наверное, здесь я перепутал...",-открывая незнание в той части вопроса, в которой вы сомневаетесь больше всего.


2. Как отвечать на замечания? Техника их нейтрализации

    Очень часто экзаменуемые никак не реагируют на замечания экзаменаторов. Они просто принимают их к сведению. Это глубоко ошибочная практика! Своими замечаниями экзаменатор как бы объясняет вам, почему в дальнейшем поставит вам невысокую оценку. Задача же экзаменуемого состоит в том, чтобы, не вступая с преподавателем в открытое столкновение, попытаться изменить его точку зрения. Для этого необходимо, как минимум, прокомментировать замечание экзаменатора.

    Здесь возможны три варианта.

    Первый вариант - согласиться с экзаменатором.
Безусловно, в случае, когда он указал вам на вашу явную ошибку, это единственно разумный выход. Но в других случаях ваше поспешное и неоднократное покаяние будет выглядеть просто как отсутствие четких знаний.

    Второй вариант - не согласиться, спорить.
    Если вы явно ошиблись - ваш протест будет выглядеть глупо. Экзаменатор окончательно убедится, что вы в этом вопросе не разбираетесь. Если же ошибка неявная, то ваш протест все равно ни к чему хорошему не приведет - и не потому, что преподаватель такой плохой и злопамятный (этот случай мы вообще не рассматриваем - тут все понятно). Даже если экзаменатор очень благосклонен к вам - все равно ваш отказ признать его правоту подсознательно повлияет на его к вам отношение. Конечно, он будет по-прежнему предельно объективен и бесстрастен, но почему-то вдруг вспомнит, как вы замялись в начале ответа, как потом перепутали знак в формуле... Не соглашаясь с экзаменатором, вы закладываете мину замедленного действия, которая "взорвется" в момент выставления оценки. Причем вы закладываете ее не в сознание экзаменатора, а в область бессознательного, и преподаватель будет искренне убежден, что ваши знания стоят именно тройки.

    Третий вариант - "согласившись, не согласиться".
Выход из этого положения - в нейтрализации замечаний экзаменатора. Суть его состоит в том, что вы формально соглашаетесь со справедливостью замечания, одновременно значительно смягчая или вовсе опровергая его.

    Для этого используются следующие приемы:

1. Сжатие нескольких замечаний
    Данный прием используется, когда экзаменатор делает вам несколько замечаний подряд. Вы должны, согласившись с его замечаниями и повторив их одним предложением, каким-то образом обосновать свои ошибки и упущения. Внимание экзаменатора будет направлено на эти объяснения. Первая же ваша фраза, в которой вы "сожмете" все замечания, беспрепятственно проникнет в его сознание.

    Все искусство данного способа заключается в том, чтобы на несколько увесистых замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь частично содержит смысл сделанных замечаний и выглядит не так удручающе. Для этого количество замечаний необходимо сократить, "забыв" повторить наиболее существенные из них, а остальные перефразировать в более выгодном для вас свете. Пример. Экзаменатор: "Вы ничего не сказали о № 1, ошиблись в определении № 2 и толком не объяснили, почему № 3..." Абитуриент: "Да, я недостаточно осветил № 3, так как я забыл сказать, что ..."

2. Перефразирование
    Если замечание одно-единственное, вы должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора. Положим, в своем замечании он будет делать упор на то, что в ваших ошибках виноваты только вы сами. Вы же должны, не отрицая этого напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация. Пример. Экзаменатор Абитуриент 1. Вы ошиблись... Да, я перепутал... 2. Вы не знаете... Да, я не могу вспомнить... 3. Здесь вы не правы... Да, я не учел этого... 4. Вы забыли сказать... Да, я не уделил этому внимания 5. Вы дали неверное Да, я не до конца раскрыл... определение...

3. "Оговорка"
    Прием "оговорка" используется в том случае, если вы твердо знаете, что из двух возможных ответов верный - лишь один. Какой именно - вы не имеете понятия. Тогда вы говорите либо наиболее вероятный, с вашей точки зрения, вариант, либо, если вероятности для вас равны, - первый попавшийся. Экзаменатор с явным удивлением переспрашивает вас - и вам становится ясно, что вы не угадали правильный ответ. Далее у вас есть две возможности:
а) убедить его, что он ослышался;
б) сказать, что вы оговорились.

    Например, абитуриент точно не знает, 2 + 2 будет 4 или 5. Абитуриент: "2 + 2 = 5". Экзаменатор: "Сколько - сколько?!" Или: "Вы в этом уверены?" Или:"Как 5?!". Абитуриент: а) "Нет, 4! Я сказал 4!" б) "Нет, 4! Я оговорился."

4. Согласие
    После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным проявлением низкого уровня знаний.

    Показать, что вы правильно оценили замечание, можно различными способами: кивнуть головой, сказать "да" и т.д. Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:
а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета. Например: "Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как ... в ...";
б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: "Да, верно. Иначе... А тогда..."; в) ссылку на авторитет. Например: "Да, да, ведь ... еще в XIX веке говорил ..."; "Да, конечно, это так, ведь высказывание ... об ... говорит о том ...".

5. "Дымовая завеса"
    Этот прием применяется в тех случаях, когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове. Например: Экзаменатор (удивленно): "Вы сказали, что дельфины - это рыбы?!" Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): "Нет, на самом деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но... в действительности... хотя многие считают... но на самом деле...". Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки "дымовой завесы" вокруг ошибки. Если слова, даже правильные, вы будете говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот прием.

    Еще раз напомним вам: никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором по поводу его замечаний, нейтрализуйте их ...косвенно.






Закачай шпаргалки по всем предметам в свой мобильник! Закачай школьные сочинения в свой мобильник и списывай на уроке литературы!


© 2004 - 2011, НаЭкзамен.ру. All right reserved.
По всем вопросам обращайтесь через форму обратной связи

Rambler's Top100