сделать стартовой | в избранное | контакты | карта сайта

На главную

Ответы на школьные экзамены
По всем предметам 9 и 11 классов!

ЕГЭ 2011
Все о едином государственном экзамене 2011 года.

Мобильные шпаргалки
По всем предметам!

Готовые домашние задания
Для 10 и 11 классов!

Литература и русский язык:
- Рефераты по литературе
- Сочинения для мобильника
- Изложения (9 класс)
- Биографии писателей и поэтов
- Экзаменационные вопросы по русскому языку
- Хрестоматия по русской литературе
- Рекомендации к письменному экзамену по русскому языку и литературе (сочинение)
- Орфографии и пунктуации
- Скачать изложения
- Шпаргалка по литературе
- Шпаргалка по русскому языку

История:
- Рефераты по истории
- Доклады по знаменитым личностям
- Карты по истории России
- Шпаргалка по истории

Иностранные языки:
- Топики по английскому языку
- Топики по немецкому языку
- Англо-русский словарь
- Шпаргалка по англ. языку
- Полезные материалы

Психологическая подготовка к экзаменам

Коллекция рефератов

Полезное
- Таблица Менделеева
- Единицы измерения
- Гороскоп школьника
- Информация о ЦТ 2008











К списку разделов

Определение идеи сочинения


       Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.
       Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Если не ограничить себя выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении одинаково полно и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
      Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему:
1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории;
2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;
3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.
      Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

Задание: Определите идеи сочинений на следующие темы:
1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.
2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".
3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).
4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина"
     (Л. Толстой).
5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.
6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.
7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.
8. Мой современник на страницах русской литературы (80 - 90-е годы XX в.).
9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).
10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.


Подбор материала

      Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению.
      Подбор материала приходится производить каждому пишущему сочинение; другое дело, что нередко этот процесс протекает "стихийно", необдуманно, по ходу написания сочинения. Естественно, что при отборе материала доминантная роль отводится идее сочинения, а не теме.
      В качестве примера можно обратиться к теме "Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"" и попытаться проанализировать, что необходимо написать в работе, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть тему данного сочинения.
      Итак, в комедии огромное количество внесценических (находящихся "вне сцены", упоминаемых) персонажей. Часто пишущий ограничивается тем, что называет пять-шесть имен, относящихся к "фамусовскому обществу" (Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, "французик из Бордо", "княгиня Марья Алексевна"), дает им характеристику, а затем переходит к тем героям, которые "созвучны" Чацкому (князь Федор, двоюродный брат Скалозуба). Однако без ответа остается главный вопрос (и, по сути, нереализованной идея): почему в "Горе от ума" так много внесценических персонажей? Только исходя из этой задачи можно начинать отбор материала. Заметим во вступлении, что Грибоедов сделал все, чтобы, сохранив (согласно требованиям классицизма) единство места и времени, расширить пространственно-временные границы произведения. И внесценические персонажи оказались едва ли не ключевыми в этом решении. В комедию, благодаря им, полноправно "входит" не только Москва начала века ("французик из Бордо", арапка-девка, Ипполит Маркелыч Удушьев и др.), но и Петербург (например, "известная" Татьяна Юрьевна).
      Еще интереснее при помощи внесценических героев автор раздвигает временные рамки действия, заставляя вспомнить вельмож "времен очаковских и покоренья Крыма", упоминая родителей Чацкого и отца Молчалина, сравнивая "век нынешний и век минувший". Эпизоды, контекст, в котором возникает тот или иной внесценический образ, очень важны для раскрытия темы сочинения. Эти эпизоды и могут стать материалом для исследования.
      И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.

Задание: Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой:
1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.).
2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.
3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).
4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.
5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.
6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".
7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.
8. Образ родины в поэзии А. Блока.
9. Петербург в русской поэзии 80- 90-х годов XX в.
10. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).




Использованы материалы сайта www.gramma.ru





Закачай шпаргалки по всем предметам в свой мобильник! Закачай школьные сочинения в свой мобильник и списывай на уроке литературы!


© 2004 - 2011, НаЭкзамен.ру. All right reserved.
По всем вопросам обращайтесь через форму обратной связи

Rambler's Top100